ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
"Здоровье- это больше, чем знания…
Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью их использовать".
(Н. Нильсон)
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».
Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50% имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.
Причем наблюдается тенденция ухудшение здоровья детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):
«Здоровье человека определяется как состояние
1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;
2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;
3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;
4) Здоровье-это право каждого»
В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.
Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)
2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению ЗОЖ)
3 группа – экологические технологии (обустройство школьной среды,
озеленение, освещение, тепловой режим)
4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности
5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.
Они подразделяются на:
1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).
2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения и др.)
3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).
Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий:
-отсутствие назидательности и авторитарности
-воспитание, а не изучение культуры здоровья
-элементы индивидуализации обучения
-наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
-интерес к учебе, желание идти в школу
-наличие физкультминуток
-наличие гигиенического контроля
Эти технологии помогают учащимся самореализоваться в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.
В практике на моих уроках нашли применение следующие технологии:
Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности..
- Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.
- Методы активного обучения прочно вошли в технологический арсенал. Это - ролевые и деятельностные игры, групповая и парная работа,уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.
Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.
Построен с учетом базовых потребностей детей
|
Потребности в саморазвитии
|
Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».
Здоровьесберегающие действия на уроке:
1.Оптимальная плотность урока
- количество видов учебной деятельности
- их смена
- длительность и чередование
- отвлечения от учебной работы
2.Чередование видов учебной деятельности
- чтение,
- письмо,
- слушание,
- рассказ,
- рассматривание пособий,
- ответ на вопрос,
- решение примеров.
- просмотр видеосюжетов и презентаций
Рекомендации:
- Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
- Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления).
Оздоровительные моменты на уроке:
- физкультминутки, динамические паузы
- минутки релаксации
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для глаз
- массаж активных точек
- речевая гимнастика
|