Мой сайт
 Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках немецкого языка

 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ    НА    УРОКАХ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

 

                                                               "Здоровье- это больше, чем знания…

                                                             Это понимание и ответственность как, когда и с какой целью                                                                                                                     их использовать". 

                                                                                                                                               (Н. Нильсон)  

      В соответствии с Законом РФ «Об образовании»  (ст.51) здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Уже в 1905 году Песталоцци оповестил мировую педагогическую общественность, что при традиционно   сложившихся формах обучения происходит непонятное «ухудшение» развития детей, «убийство их здоровья».

      Развитие школы идет по пути интенсификации, увеличения физических и психических нагрузок на ребенка. И сегодня необходимо говорить о начале глобальной катастрофы всей современной цивилизации. По данным  НИИ педиатрии: 14% детей практически здоровы; 50%   имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата, 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Причем наблюдается  тенденция ухудшение здоровья  детей от начальной школы к старшему звену обучения. Таким образом, появилась острая необходимость решения проблемы здоровья детей  в масштабе страны, региона, города и отдельно взятой школы.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ):

 «Здоровье человека определяется как состояние

1) полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков;

2) Здоровье- это ресурс, который обеспечивает человеку продуктивную индивидуальную социально-профессиональную жизнь;

3) Здоровье- это уровень, до которого индивид способен реализовать стремление и удовлетворять потребности, а также изменить среду или предотвратить ее неблагоприятное влияние;

4) Здоровье-это право каждого»

     В школе должен быть создан режим наибольшего благоприятствования по созданию системного подхода к формированию Школы Содействия Здоровью. Педагоги при таком подходе принимают на себя ответственность за здоровье своих воспитанников. Эта задача решается через системное применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Здоровьесберегающие технологии основаны на принципе  природосообразности и направлены на сохранение и укрепление здоровья обучающихся

 

                                          Классификация здоровьесберегающих технологий:

 

1 группа – медико-гигиенические (соблюдение СанПинов, контроль за этим со стороны администрации)

2 группа – физкультурно-оздоровительные технологии (поведение на уроках физкультминуток, работа спортивных секций, кружков по обучению  ЗОЖ)

3 группа –  экологические технологии  (обустройство школьной среды,

озеленение, освещение, тепловой режим)

4 группа – техническое обеспечение безопасности жизнедеятельности

5 группа – здоровьесберегающие образовательные технологии.

                                                                          Они подразделяются на:

  1) Организационно-педагогические технологии (определенный ход учебного процесса, регламентированный СанПинами, предотвращающий утомление детей).

  2) Психолого-педагогические технологии (они тесно связаны с уроком: личностно- ориентированное обучение, метод создания ситуации успеха, технология педагогической поддержки, методы активного обучения  и др.)

        3)Учебно-воспитательные технологии (учебные программы по формированию ЗОЖ по предметам учебного плана).

 

Отличительные особенности здоровьесберегающих    образовательных технологий:

-отсутствие назидательности и авторитарности
-воспитание, а не изучение культуры здоровья
-элементы индивидуализации обучения
-наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников
-интерес к учебе, желание идти в школу
-наличие физкультминуток 

-наличие гигиенического контроля 

 Эти технологии  помогают учащимся самореализоваться  в учебной деятельности, самоутверждаться в сообществе одноклассников.

В практике на моих  уроках нашли применение следующие технологии:

 

Личностно-ориентированный подход. Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как средство  самореализации учащихся», где был дан цикл открытых уроков  по данной технологии . Эта технология способствует формированию положительных познавательных мотивов у детей¸ снижению уровня тревожности.. 

 

  • Метод проектов. Этот метод позволяет индивидуализировать обучение, повысить его социальную и личностную значимость, расширить спектр возможностей детей в проявлении инициативы и самостоятельности.

 

  • Методы активного обучения  прочно вошли в технологический арсенал.    Это - ролевые  и деятельностные игры,  групповая и парная работа,уроки-диалоги, дискуссии, метод критического мышления.

 

 Основные черты здоровьесберегающего урока показаны на схеме.

 

ЗДОРОВЬЕСБЕРГАЮЩИЙ УРОК

Построен с учетом базовых потребностей детей

Потребности в саморазвитии

Потребности в игре

Потребности в подражании

Приобретение опыта

 

Здоровьесберегающий урок должен: воспитывать, стимулировать у детей желание жить, быть здоровыми, учить их ощущать радость от каждого прожитого дня; показывать им, что жизнь - это прекрасно, вызывать у них позитивную самооценку».

 

Здоровьесберегающие действия на уроке: 

 

1.Оптимальная плотность урока

  • количество видов учебной деятельности
  • их смена
  • длительность и чередование
  • отвлечения от учебной работы 

 

2.Чередование видов учебной деятельности

  • чтение,
  • письмо,
  • слушание,
  • рассказ,
  • рассматривание пособий,
  • ответ на вопрос,
  • решение примеров.
  • просмотр видеосюжетов и презентаций

 

Рекомендации:

  1. Считается гигиенически рациональным использование 4-7 видов учебной деятельности, 1-2 – нерациональным.
  2. Смена различных видов должна проводиться через каждые 7-10 минут (нерациональная смена через 15-20 минут, когда у ребенка уже появляются признаки утомления). 

 

Оздоровительные моменты на уроке:

  • физкультминутки, динамические паузы
  • минутки релаксации
  • дыхательная гимнастика
  • гимнастика для глаз
  • массаж активных точек
  • речевая гимнастика

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Кимовчаночка (30.09.2014)
Просмотров: 1371 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Воскресенье, 19.05.2024, 01:46
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои статьи [4]
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz